Никто не взял на себя ответственность за взрыв у мемориала Кассему Сулеймани, высшему командиру, убитому в результате удара американского беспилотника четыре года назад.
Пара взрывов в среду у мемориала бывшему высокопоставленному генералу Ирана Кассиму Сулеймани унесла жизни по меньшей мере 103 человек и ранила еще 211, по словам иранских официальных лиц, посеяв страх в стране, где внутренние беспорядки и перспектива растущей региональной войны заставили многих нервничать.
Иранские официальные лица сообщили государственным СМИ, что пара бомб была заложена в мешки вдоль дороги, ведущей к кладбищу в городе Керман, и взорвалась, когда огромная процессия людей направлялась туда, чтобы отметить четвертую годовщину смерти генерала Сулеймани. Создатель “оси региональных ополчений”, поддерживаемой бескомпромиссным правительством Ирана, он был убит в результате удара американского беспилотника.
Теракт в Иране в среду привел к обвинениям, путанице и спекуляциям после того, как ни одна группировка не взяла на себя ответственность.
Многие иранцы, уже разочаровавшиеся в своих лидерах, были возмущены тем, что власти не смогли обеспечить надлежащую безопасность мероприятия, на котором присутствовали тысячи людей. Официальные лица в правительстве обвинили две страны, которые Тегеран долгое время считал заклятыми врагами, Израиль и Соединенные Штаты. Эксперты и аналитики международной разведки заявили, что атака имела признаки террористических группировок, а не Израиля.
Иранские официальные лица заявили, что придорожные бомбы, по-видимому, были взорваны с помощью дистанционного управления.
“Я услышал взрыв в 25 метрах от себя”, – сообщил местному информационному агентству Рах-э-Арман-э-Керман мужчина, свидетель взрыва. “На земле все женщины и дети были похожи на увядшие цветы”.
На видео, размещенном в социальных сетях и подтвержденном New York Times, видно, как люди кричат и убегают, когда к юго-западу от кладбища поднимается дым. На видео также видно, как гражданские лица несут раненых на носилках и машины скорой помощи проезжают сквозь толпу, собравшуюся вдоль дороги рядом с местом происшествия.
“Боже, помоги нам — все убиты”, – слышны крики некоторых раненых, окровавленных во время нападения.
Нападение произошло во время повышенной тревоги в Иране и во всем регионе.
В течение многих лет суннитские террористические организации, включая “Исламское государство”, совершали нападения на мирных жителей по всему Ближнему Востоку, от Ирака до Ливана и Афганистана, но в Иране за последние 20 лет их было всего несколько.
Затем, 7 октября, поддерживаемая Ираном группировка ХАМАС, контролировавшая в то время Газу, возглавила нападение на Израиль, в результате которого погибло около 1200 человек, и израильские военные вторглись. По данным местных чиновников здравоохранения, война разрушила гражданскую инфраструктуру Газы и унесла жизни более 20 000 человек, большинство из которых женщины и дети.
Два других союзника Ирана, “Хезболла” в Ливане и хуситы в Йемене, открыли несколько фронтов против Израиля, нарушив международное судоходство и усилив угрозу региональной войны. До сих пор Иран не принимал непосредственного участия в войне.
В конце декабря Израиль убил высокопоставленного командира иранской революционной гвардии, который отвечал за закупку оружия для “Хезболлы” и сирийских боевиков. Затем, во вторник, высокопоставленный чиновник ХАМАСА, который поддерживал тесную связь с Ираном и “Хезболлой”, был убит в пригороде Бейрута, Ливан, где доминирует “Хезболла”.
По словам двух человек, тесно связанных с Корпусом стражей Исламской революции и знакомых с внутренними дебатами среди лиц, принимающих решения в Иране, после теракта в Кермане военные и политические лидеры страны быстро приняли решение возложить ответственность за взрывы на Израиль. По их словам, даже если террористическая или оппозиционная группировка возьмет на себя ответственность за теракты, Иран будет настаивать на том, что к этому приложил руку Израиль.
По словам трех американских чиновников, эта оценка резко контрастировала с анализом разведывательных служб США. Ранние оценки указывают на непричастность Израиля, заявили официальные лица. Взрыв, по словам аналитиков, носил признаки исламистского терроризма.
Это также не соответствовало обычным методам Израиля при нанесении ударов по Ирану, сказал Али Ваез, директор иранского проекта Crisis Group. Хотя Израиль регулярно проводил тайные операции в Иране, они были направлены против конкретных лиц, таких как иранские ученые или официальные лица, или на ядерные объекты или оружейные комплексы.
Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи выступил с заявлением, в котором обвинил в нападении “злонамеренных и преступных врагов Ирана”, хотя и не стал называть какую-либо группу или страну. Г-н Хаменеи пообещал, что враги Ирана должны знать, что “эта трагедия получит сильный ответ”.
И президент Ирана, и заместитель главы парламента были более резкими в своих обвинениях.
“Мы говорим преступной Америке и сионистскому режиму, что вы заплатите очень высокую цену за совершенные вами преступления и пожалеете об этом”, – заявил президент Ибрагим Раиси.
Заместитель главы парламента Моджатаба Золнури заявил, что “по стилю нападений было ясно, что это сионистский режим”, и что “Исламская Республика имеет право на ответ, но сама определит время, дату и место мести”.
Несмотря на призывы к возмездию, два человека, знакомые с внутренними дискуссиями в Иране, сказали, что аятолла Хаменеи был более осторожен, проинструктировав военных командиров проявлять “стратегическое терпение” и избегать втягивания Ирана в прямую военную конфронтацию с Соединенными Штатами любой ценой. Люди говорили, что он приказал военным ограничить ответные меры тайными операциями против Израиля или нападениями ополченцев по доверенности на базы США в Сирии и Ираке.
По их словам, г-н Хаменеи рассматривает недавние убийства иранского командира в Сирии, представителя ХАМАС в Бейруте и теракты в Кермане как скоординированную кампанию Израиля, направленную на то, чтобы отвлечь внимание от международного возмущения войной в Газе.
Аналитики говорят, что существует множество версий того, кто мог совершить нападение на кладбище, включая террористические организации мусульман-суннитов, такие как “Исламское государство”, или иранские сепаратистские группировки.
Но кто бы ни стоял за взрывом, его человеческие жертвы “не были замечены в таких масштабах внутри Ирана”, – сказал Санам Вакил, заместитель руководителя программы по Ближнему Востоку и Северной Африке в Chatham House.
Как видно на видеозаписях, непосредственно перед взрывами в Кермане многотысячная толпа шла по дороге, вдоль которой были расставлены киоски с едой и напитками и флаги, читая молитву из динамиков. Затем район потряс мощный взрыв. Воздух наполнился криками, и люди разбежались во все стороны, как показали видеозаписи.
“К сожалению, многие из раненых находятся в критическом состоянии”, – сказал Бабак Йектапараст, представитель службы по оказанию чрезвычайной помощи в стране. Он сказал, что все медицинские учреждения в провинции Керман находятся в режиме ожидания для лечения пациентов, а самолеты экстренной помощи были развернуты для медицинской эвакуации в больницы Тегерана.
Иран объявил четверг национальным днем траура, и представители экстренных служб призвали сдавать кровь.
Министр внутренних дел Ирана Ахмад Вахиди заявил государственному телевидению, что большинство жертв были вызваны вторым взрывом, который последовал за первым на несколько минут и произошел, когда толпы людей собрались, чтобы помочь раненым. Повторный, отложенный взрыв является распространенной тактикой среди террористических группировок.
Г-н Вахиди сказал, что город Керман теперь находится под контролем сил безопасности и военных.
Хотя террористические атаки в Иране редки, они не являются чем-то неслыханным.
В 2017 году “Исламское государство” совершило два теракта в Тегеране, в результате которых погибли 12 человек в результате ударов по парламенту и мавзолею аятоллы Хомейни. В августе и октябре 2022 года боевики “Исламского государства” совершили налет на религиозную святыню в городе Шираз, открыв огонь по молящимся людям и убив десятки человек.
Взрывы в среду прогремели через четыре года после того, как в результате удара американского беспилотника в аэропорту Багдада был убит генерал Сулеймани, давний командующий мощными силами “Кудс” Корпуса стражей Исламской революции Ирана.
При жизни генерала Сулеймани приветствовали в Иране и в некоторых частях более широкого региона как героя за создание и вооружение сети опосредованных ополченцев для противодействия влиянию Соединенных Штатов и Израиля на Ближнем Востоке. По сей день он продолжает пользоваться почти мифическим статусом среди проправительственных иранцев.
По официальным оценкам, на его похороны в 2020 году пришло более миллиона скорбящих. Каждый год, в годовщину его убийства, некоторые иранцы проводят шествия и церемонии в его честь.
В среду некоторые иранцы в социальных сетях обвиняли правительство и местных силовиков в неспособности обеспечить безопасность такого громкого мероприятия. Во время церемонии похорон генерала Сулеймани в 2020 году в давке на той же дороге, где прогремели взрывы, погибли 60 человек.