Skip to main content

Шпионский скандал

Немецкий чиновник-шпион предстанет перед судом по обвинению в продаже секретов России

Судебный процесс, проходивший в строгих условиях безопасности и, как ожидается, продлится несколько месяцев, завершает один из самых серьезных шпионских скандалов в новейшей истории Германии.

Судебный процесс, проходивший в строгих условиях безопасности и, как ожидается, продлится несколько месяцев, завершает один из самых серьезных шпионских скандалов в новейшей истории Германии.

По словам федерального прокурора, это дело было историей прямо из шпионского триллера: ничем не примечательный на вид менеджер агентства внешней разведки Германии продавал совершенно секретные материалы секретной службе России, даже когда на Украине бушевала война, а посредником выступал всемирно известный торговец бриллиантами.

Обоим мужчинам предъявлены обвинения в государственной измене, которые могут привести к пожизненному заключению, в ходе процесса под пристальным наблюдением и еще более тщательно охраняемого суда, который начался на этой неделе перед коллегией из пяти судей в высшем уголовном суде Берлина.

Это дело, которое, как планируется, продлится до лета, завершает один из самых серьезных шпионских скандалов в новейшей истории Германии, подорвавший доверие партнеров Германии к безопасности ее разведки.

Сотрудник разведки, обвиняемый в продаже секретов, был назван в соответствии с немецкими правилами конфиденциальности как Карстен Л., 53-летний офицер в отставке, который работал в Федеральной разведывательной службе Германии, или B.N.D., в качестве директора технической разведки. В предыдущем репортаже New York Times он был идентифицирован как Карстен Линке. Мужчина, обвиняемый в передаче секретов, был идентифицирован как Артур Э., 32-летний предприниматель, работающий не по найму.
Публичный доступ к части судебного процесса будет ограничен из-за обсуждаемых конфиденциальных деталей безопасности. Судьи постановили, что три полных страницы 13-страничного обвинительного заключения не могут быть зачитаны в открытом судебном заседании, поскольку это раскрыло бы государственную тайну.

Адвокат защиты мистера Линке, известный юрист по уголовным делам Йоханнес Айзенберг, выразил недовольство масштабом ограничений. В суде в четверг он процитировал отчет немецкого журнала Der Spiegel, в котором говорилось, что г-н Линке раскрыл главному шпионскому агентству России, что западная разведка могла получить доступ к зашифрованному сервису обмена сообщениями, используемому группой Вагнера, военизированным формированием, которое на протяжении большей части войны сражалось бок о бок с российскими солдатами в Украине.

Мистер Айзенберг оспаривает ценность информации, в утечке которой обвиняется его клиент. Излагая в четверг свою стратегию защиты, он предположил, что это дело было подстроено, возможно, украинскими и американскими спецслужбами, пытающимися разрушить репутацию ФБР.

“B.N.D. не является нейтральным в этом вопросе”, – сказал г-н Айзенберг, описывая случай, когда большинство доказательств, представленных в суде, были получены либо из внутренних расследований немецкого агентства, либо из показаний г-на Э., которого он назвал “самозванцем”.

По словам прокуроров, связь между обвиняемыми началась со случайной встречи в мае 2021 года и возобновилась после того, как Россия вторглась в Украину менее чем год спустя. Сначала эти двое пытались помочь богатому русскому человеку получить немецкую визу в обмен на долю в шахте в Африке, но ситуация стала более серьезной, когда русский вернулся с требованиями предоставить секретные разведданные.

Г-н Э., по словам прокуроров, совершил три поездки из Германии в Россию осенью 2022 года. Встречаясь с оперативниками российского агентства ФСБ в ресторане и квартире в Москве, он обвиняется в передаче им материалов, которые были классифицированы немецкой разведкой как “совершенно секретные”, часть которых поступила от агентств-партнеров в других западных странах. Российские агенты в ответ дали ему список из 12 вопросов. Говорят, что во время одного ужина они передали мистеру Э. четыре конверта, заклеенных скотчем и содержащих сотни тысяч евро наличными.

Прокуроры обвиняют г-на Линке в том, что он искал конкретные строго засекреченные материалы, используя базы данных и направляя официальные запросы своим коллегам. Затем, по их словам, он распечатал материал и сфотографировал его со своего экрана с помощью телефона, предоставленного мистером Э., и тайно пронес оба через систему внутреннего контроля наружу, где передал их мистеру Э.

Мистер Э. был арестован во Флориде через несколько недель после того, как полиция арестовала мистера Линке в Берлине. Прежде чем его сопроводили в Германию, где он был передан федеральной полиции, мистер Э. дал обширные интервью ФБР.

Судебный процесс проходит в необычно строгих условиях безопасности. Журналистов обыскивают в двух отдельных пунктах контроля. Компьютеры, телефоны, ювелирные украшения и даже ручки нельзя проносить в зал суда (суд предоставляет журналистам свои собственные ручки). Даже председателю суда Детлеву Шмидту пришлось снять часы, прежде чем войти. Внутри зала суда много ярдов белых стеллажей, на которых хранятся 49 толстых папок: судьям и адвокатам не разрешается выносить папки из зала суда, а также делать фотокопии и сканы, чтобы предотвратить утечку содержащейся в них информации.

Мистер Линке, отец двоих детей и детский футбольный тренер, впервые вошел в богато украшенный зал суда начала 20-го века в среду. Одетый в темно-синий костюм, светло-голубую рубашку на пуговицах, дорогие часы и свежую стрижку, он сидел в стеклянной камере для заключенных и делал заметки. Как сотрудник разведки, он имел допуск к совершенно секретной информации в течение 15 лет, которые проработал в ФБР. Его последней работой, которая длилась всего пару месяцев, была должность директора отдела проверки, который проверяет биографические данные вновь нанятых сотрудников.
Мистер Э., 32 года, с выбритой налысо головой, был одет во все черное и казался более расслабленным, чем мистер Линке. Он осматривал галереи для посетителей и энергично кивал во время вступительного заявления защиты. Его защита, по-видимому, расходится с той, которая была заявлена в отношении г-на Линке.

В конце своего вступительного заявления один из его адвокатов, Джузеппе Оливо, сказал, что все увидят, что г-н Э. “внес значительный вклад” в прояснение дела. Г-н Э., вероятно, надеется избежать длительного тюремного заключения, сотрудничая с судом.

В то время как г-н Э. беседовал как с ФБР, так и с немецкими властями о своей роли в событиях и пообещал дать полный отчет о своем участии в суде, г-н Линке отказался говорить. Во вторник судья зачитал отрывки из записки, которую охранники нашли в тюремном комплексе, где оба мужчины содержатся раздельно, и которая, по словам прокуроров, была посланием от г-на Линке г-ну Э.

“Ваши допросы являются стержнем”, – как говорят, написал мистер Линке. Другая часть гласила: “Помимо ваших заявлений, есть только указания”.

“Просто заберите все обратно”, – судья Шмидт зачитал вслух тюремную записку перед восторженным залом суда.