Skip to main content

Узкое место мировой торговли

Кризис в Красном море и что он означает для мировой торговли?

Нападения повстанцев-хуситов вдоль торгового пути привели к тому, что фирмы приостановили поставки, что повысило вероятность шока для мировой экономики
 |  Редакция  |  ,

Нападения повстанцев-хуситов вдоль торгового пути привели к тому, что фирмы приостановили поставки, что повысило вероятность шока для мировой экономики

Крупнейшие мировые судоходные компании продолжают приостанавливать перевозки через Красное море после нападений повстанцев-хуситов на важнейший международный торговый маршрут.

Поскольку контейнеровозы направляются в обход мыса Доброй Надежды на южной оконечности Африки, увеличивая расстояние в пути на тысячи миль, перебои в перевозках увеличивают стоимость перевозок из Азии в Европу, повышая вероятность возобновления инфляционного шока для мировой экономики.

Что происходит в Красном море?

Поддерживаемые Ираном повстанцы-хуситы в Йемене с конца ноября значительно активизировали кампанию нападений на коммерческие суда в Баб-эль-Мандебском проливе между Аравийским полуостровом и Африканским Рогом.

Начатые в ответ на израильские бомбардировки Газы, нападения на прошлой неделе усилились. Вертолеты, запущенные с военных кораблей ВМС США, были использованы для отражения нападения боевиков на судно, принадлежащее Maersk, в минувшие выходные, в результате чего датская судоходная линия продолжила приостанавливать все перевозки грузов через этот район до дальнейшего уведомления.

redsee1

Немецкая компания Hapag-Lloyd также заявила, что ее контейнеровозы будут по-прежнему избегать этого маршрута, который является центральной артерией мировой торговли на пути из Азии в Европу через Суэцкий канал и Средиземное море.

Насколько важен торговый путь по Красному морю?

Через Суэцкий канал проходит около 12% мировой торговли, и суда, следующие из Азии, проходят через Баб-эль-Мандебский пролив шириной 30 км. Около половины грузов, перевозимых по каналу, составляют товары в контейнерах. Этот маршрут также обеспечивает жизненно важный проход для поставок нефти из Персидского залива в Европу и Северную Америку.

По данным голландского банка ING, перенаправление грузов вокруг мыса Доброй Надежды увеличивает протяженность рейсов, соединяющих Европу с Азией, примерно на 3000-3500 морских миль (6000 км), что увеличивает продолжительность поездки примерно на 10 дней.

С перспективой увеличения сроков доставки это может негативно сказаться на сроках обработки грузов в портах Великобритании и крупных европейских хабах, таких как Роттердам, Антверпен и Гамбург.

Может ли это привести к росту инфляции?

Ожидается, что перенаправление судов обойдется в сумму до 1 млн долларов дополнительного топлива за каждый рейс туда и обратно между Азией и Европой, в то время как расходы на страхование также растут, увеличивая общую стоимость перевозок.

Танкеры, перевозящие дизельное топливо и авиакеросин для реактивных двигателей с Ближнего Востока и Азии, перенаправляются, в то время как контейнерные перевозки потребительских товаров, сырьевых товаров, одежды и продуктов питания также, вероятно, будут задержаны.

Мировые цены на нефть выросли в среду, поскольку опасения по поводу задержек в Красном море усугубились сообщениями о перебоях в работе крупнейшего нефтяного месторождения Ливии. Однако цены на сырую нефть остаются относительно стабильными и по-прежнему значительно ниже, чем в последние месяцы, упав с осени почти на 20 долларов за баррель.

redsee2

Транспортные расходы могут оказать значительное влияние на инфляцию. Во время пандемии Covid Международный валютный фонд подсчитал, что узкие места в глобальной цепочке поставок увеличили инфляцию примерно на 1 процентный пункт. В обычное время транспортные расходы составляют около 7% от стоимости импорта на дальние расстояния. Во время вспышки Covid этот показатель подскочил на целых 25%.

Рис Дэвис, бывший советник правительства по торговле, который сейчас консультирует клиентов в консалтинговой фирме Flint Global, сказал, что напряженность в Красном море явно повлияла на транспортные расходы, но влияние на инфляцию, вероятно, будет ограниченным.

“Эффект отражается на экономике довольно медленно, примерно через 12 месяцев после резкого скачка [стоимости доставки]”, – сказал он. “Таким образом, если сбой ограничен по времени, как мы и ожидали, он, вероятно, будет заглушен более широкими дезинфляционными последствиями”.

Насколько важен контекст?

В отличие от того случая, когда в 2021 году Суэцкий канал был перекрыт первым в истории контейнеровозом, что вызвало массовые проблемы в мировой торговле, экономический фон нынешнего кризиса в Красном море заметно отличается.

Два года назад глобальные цепочки поставок трещали под давлением ажиотажного спроса на промышленные товары со стороны потребителей, которые были лишены возможности тратить на услуги из-за карантинных ограничений, в то время как промышленное производство и глобальные грузоперевозки не могли идти в ногу со временем.

redsee3

Сегодня инфляция снижается, поскольку ведущие центральные банки мира используют более высокие процентные ставки для подавления спроса. Поскольку домохозяйства и предприятия находятся под давлением, объемы мировой торговли и экономический рост замедлились, что повышает вероятность рецессии в США, Великобритании и странах ЕС.

Хотя мировые транспортные расходы в последние дни резко возросли из-за сбоев в работе Красного моря, они остаются значительно ниже, чем два года назад. Шанхайский индекс контейнерных перевозок, наиболее широко используемый индекс ставок морских перевозок для импорта из Китая по всему миру, снизился более чем наполовину.

Джеймс Смит, экономист ING, сказал: “Это навевает воспоминания о пандемии, когда цепочки поставок были явно нарушены, а также произошло перекрытие Суэцкого канала. Обстоятельства, по крайней мере на данный момент, совершенно другие”.


More Coverage

Взрывы в Иране унесли жизни более 100 человек, посеяв путаницу и спекуляции

Никто не взял на себя ответственность за взрыв у мемориала Кассему Сулеймани, высшему командиру, убитому в результате удара американского беспилотника четыре года назад.

“Манчестер Юнайтед” продает 25-процентный пакет акций Джиму Рэтклиффу

Сделка стоимостью в миллиард долларов оставляет непопулярным владельцам команды, семье Глейзер, контроль над клубом, но делегирует важные обязанности их новому партнеру.

Курс доллара падает: Ниже 90 рублей впервые с 20 декабря

В последних финансовых новостях радостная тенденция для российской экономики: курс доллара опустился ниже отметки в 90 рублей впервые с 20 декабря текущего года. Это событие стало объектом внимания не только финансовых аналитиков, но и широкой общественности.

Почему черный не всем идет (и кому он действительно идет)

Цветовая гамма бросает вызов священному чудовищу. Согласно теории четырех времен года, темные оттенки далеки от того, чтобы лестить всем оттенкам кожи.