Skip to main content

Центральные банки Европы не готовы даже говорить о снижении ставок

Банк Англии и Европейский центральный банк сохранили свои базовые ставки на прежнем уровне. Несмотря на замедление инфляции, они не дали никаких указаний на то, когда ставки начнут снижаться.
 |  Редакция  |  ,

Банк Англии и Европейский центральный банк сохранили свои базовые ставки на прежнем уровне. Несмотря на замедление инфляции, они не дали никаких указаний на то, когда ставки начнут снижаться.

Два крупнейших центральных банка Европы сохранили процентные ставки без изменений в четверг и не дали никаких указаний на то, что снижение ставок произойдет в ближайшее время, что расходится с сигналами, отправленными США. Федеральная резервная система днем ранее.

Европейские политики отметили прогресс в снижении инфляции, но заявили, что еще слишком рано отказываться от ограничительной денежно-кредитной политики, несмотря на растущие признаки замедления экономического роста.

“Должны ли мы ослабить бдительность?” Кристин Лагард, президент Европейского центрального банка, заявила на пресс-конференции во Франкфурте. “Нет, мы ни в коем случае не должны ослаблять бдительность”.

Банк Англии сохранил ставки на уровне 5,25 процента, что является 15-летним максимумом. Европейский центральный банк сохранил ставку по депозитам, одну из трех ключевых ставок центрального банка для 20 стран, использующих евро, на уровне 4 процентов, что является самым высоким показателем за двухдесятилетнюю историю учреждения. Две другие ставки также остались без изменений.
Во всем мире борьба с высокой инфляцией перешла в новую фазу. Рост цен достиг своего пика в прошлом году, и теперь центральные банки сосредоточены на том, как снизить инфляцию до целевых 2 процентов, одновременно управляя негативными последствиями высоких ставок. По мере ослабления мировой экономики политики пытаются выбрать подходящее время для снижения процентных ставок, но в Европе они особенно осторожно сигнализируют о том, что эти сокращения не произойдут слишком скоро и рискуют вновь усилить инфляционное давление.

В среду Федеральная резервная система США сохранила ставки на прежнем уровне, но официальные лица указали, что в следующем году могут быть проведены три снижения. Это повысило ожидания рынка относительно снижения ставок другими центральными банками.

В четверг Национальный банк Швейцарии сохранил процентные ставки на прежнем уровне, но центральный банк Норвегии неожиданно повысил процентные ставки, чтобы предотвратить устойчивую инфляцию; он заявил, что ожидает сохранения ставок на текущем уровне до конца 2024 года.

В еврозоне инфляция замедлилась до 2,4 процента в ноябре, самого низкого уровня за два года, снижаясь быстрее, чем ожидали экономисты. Это приближается к целевому показателю инфляции Европейского центрального банка в 2 процента, поскольку цены на энергоносители упали за последний год, а продовольственная инфляция замедлилась. Но банк заявил, что инфляция, вероятно, вырастет в краткосрочной перспективе, прежде чем снова снизится, медленнее, чем прогнозировалось ранее, и достигнет целевого уровня в 2025 году.

В то же время экономический рост в блоке практически прекратился в течение последнего года, и некоторые политики и аналитики по-прежнему обеспокоены тем, что денежно-кредитная политика является слишком ограничительной и может вызвать ненужную экономическую боль. Сотрудники центрального банка заявили, что экономический рост останется “сдержанным” в краткосрочной перспективе. Экономика блока вырастет на 0,8 процента в следующем году, по прогнозу банка, что ниже предыдущего прогноза трехмесячной давности.

Трейдеры ожидают, что Европейский центральный банк снизит ставки в первой половине следующего года, возможно, уже в апреле, поскольку экономика региона слабеет.

Но г-жа Лагард выступила против этих ставок, заявив, что Совет управляющих даже не говорил о снижении ставок на заседании по вопросам политики на этой неделе. “Никаких обсуждений, никаких дебатов по этому вопросу”, – сказала она.

Вместо этого она подразумевала длительный период приостановки ставок. Ставки были на уровнях, которые при сохранении в течение “достаточно длительного периода” приблизили бы инфляцию к целевому показателю”, – сказала она.

В Великобритании ставки были сохранены после более быстрого, чем ожидалось, снижения инфляции, которая в октябре упала ниже 5 процентов. Тем не менее, уровень инфляции более чем вдвое превысил целевой показатель центрального банка в 2 процента.

Некоторых политиков и аналитиков беспокоит тот факт, что этот показатель также высок по сравнению с европейскими соседями, и работники в среднем испытывают относительно быстрый рост заработной платы, что приводит к росту цен в секторе услуг.
Политики Банка Англии разделились во мнении о том, сохранять ли ставки на прежнем уровне, при этом меньшинство проголосовало за их дальнейшее повышение.

“В этом году мы прошли долгий путь, и последовательные повышения ставок помогли снизить инфляцию”, – говорится в заявлении Эндрю Бейли, управляющего банком. “Но все еще есть какой-то путь, который нужно пройти”.

Отражая более сложную ситуацию в Великобритании, где экономический рост слабый, но инфляционное давление сохраняется, Банк Англии не дал никаких указаний на то, что снижение ставок может быть неизбежным. Признаки того, что внутреннее ценовое давление остается довольно сильным, означают, что трейдеры не ожидают, что центральный банк снизит ставки примерно до середины следующего года.

“На самом деле еще слишком рано начинать спекулировать о снижении процентных ставок”, – сказал мистер Бейли позже в телевизионном интервью.
Фунт вырос почти на 1 процент по отношению к доллару США после решения по ставке, поскольку трейдеры проанализировали различия во взглядах между британским и американским центральными банками на будущее снижение ставок.

“Банк Англии не спешит на помощь экономике, находящейся в состоянии стагнации”, – написал в заметке Вивек Пол, стратег по управлению активами BlackRock. “Пока еще слишком рано объявлять о победе в борьбе с инфляцией”.

Банк Англии “сталкивается с более жестким компромиссом между защитой экономического роста и контролем инфляции, чем другие развитые рынки”, добавил он, отчасти потому, что там относительно большое количество людей не работает. “Это ограничивает то, сколько экономика может производить и расти, не вызывая всплеска инфляции”.

Центральный банк ожидает, что экономика останется на прежнем уровне до 2025 года. Но банк не ожидает, что инфляция вернется к целевому показателю в 2 процента до конца 2025 года.

“Денежно-кредитная политика, вероятно, должна быть ограничительной в течение длительного периода времени”, – заявили в центральном банке.
В протоколе заседания директивных органов Банка Англии на этой неделе подчеркивалась возможность того, что ставки могут снова вырасти, говорилось, что потребуется “дальнейшее ужесточение”, если появятся свидетельства “более стойкого инфляционного давления”.

Политики банка по-прежнему расходятся во мнениях о том, как наилучшим образом обеспечить быстрое и устойчивое снижение инфляции. Шесть из комитета банка по установлению ставок, состоящего из девяти человек, включая мистера Бейли, проголосовали за сохранение ставок. Но трое других проголосовали за повышение ставки на четверть пункта, утверждая, что необходимо бороться с риском “более глубокой” инфляции, согласно протоколу. По словам трех политиков, несмотря на слабый экономический рост, доходы домохозяйств, скорректированные с учетом инфляции, улучшались, а рынок труда был напряженным.